?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Эволюция пр. 21956
nortwolf_sam
Под указанным шифром скрывается практически несколько разных кораблей сильно отличающиеся вооружением и радиотехническими средствами. Не смотря на шифр проекта родственный с эсминцем 1- го ранга "Сарыч" пр. 956 роднит все проекты то, что они созданны на основе БПК "Фрегат" пр. 1155.

1. "Вариант до 2000 года":
image
Указанное фото приводится в разных источниках, в основном на интернет-форумах, но с ссылкой на книгу о Северном ПКБ и периодически его путают с пр. 956М.
Две наклонные ПУ "Оникса" по четыре ракет, сохранён ЗРК "Кинжал", одноствольная 130 мм артустановка, два "Кортика" побортно на за газовыми трубами. По сути это дальнейшее развитие пр. 11551 с незначительными изменениями.

Для сравнения фото единственного БПК пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко":

«Адмирал-Чабаненко»



2. "Вариант 2005 года":
Модель демонстрировалась на Международном Военно-Морском салоне в Санк-Петрбурге в 2005 году.


mvms-05-37karp01
Фото: http://bastion-karpenko.narod.ru/photo_MVMS_2005.html
и в 2007 году:
CIMG0496

а так же на выставке «Defexpo India’2008»:

1_1
1_3

На указанной модели есть перед надстройкой два вертикальных модуля УКС по 8 ячеек и сохраняется комплекс ПВО "Кинжал" с барабанными пусковыми установками. Не изменена корма корабля. Однако очевидны слабые возможности в обеспечении задачи прикрытия соединения, комплекс ПВО не заменён на ЗРК "Штиль, что ставит под сомнение многоцелевое назначение этого корабля.

3. "Вариант 2008 года":
Начиная с конца этого года начинает демонстрироваться уже принципиально другая модель:

DSC_1544

Рисунок датирован 2007 годом, но я правильности этой даты я не уверен. Возможно сам проект в измененном виде уже был, а демонстрационная модель появилась только в 2008 году.

21956

1_3 -1
1_2
Фото и подробное описание: http://www.severnoe.com/news/publications/d_r_asia_01_08/

На МВМС-2009:

21956_model_spkb_mvms-2009_019karp
Фото: http://bastion-karpenko.narod.ru/MVMS_2009_album.html

4A-Project_21956_Destroyerr

Фото: http://www.sinodefenceforum.com/navy/2013-china-russia-joint-naval-training-7-6470.html

В этом варианте добавляется комплекс Риф-М шесть барабанных установок по восемь ракет дальнего радиуса, антенный пост этого комплекса на надстройке, модули УКС переносятся на ангар, нос корабля принимает характерный "стелсовый" вид. Однако даже в таком виде по ряду очевидных причин корабль не нашел своего покупателя, хотя по ряду упоминаний в кораблестроительных планах до 2010 года значилось строительство не менее чем 2 кораблей этого проекта для иностранных заказчиков. Более насколько мне известно дальнейшее развитие этого проекта в виде модели или рисунков публично для широкой публики не демонстрировалось. Что можно сказать о пр. 21956 образца 2008 года? Прежде всего как и предыдушие варианты проекта это газотурбинный корабль умеренного водоизмещения на основе корпуса БПК пр. 1155. Обращает на себя внимание небольшая высота крыши ангара вертолётов, очевидно что пол ангара может иметь наклон вниз. На образце 2008 года наконец скомпонованно вооружение отвечающее многоцеловому назначению корабля. Однако вооружение совершенно недостаточное по количеству: всего 48 ЗУР дальнего действия, 16 ПКР, КРМБ и ПЛУР. Применены морально устаревшие барабанные установки комплекса "РИФ" и один подвижный пост антены РЛС этого комплекса, вместо сотовой ВПУ на значительно большее количество ячеек и полотнами антенн перекрывающими одновременно на 360 градусов пространство вокруг корабля. Размещение всего двух модулей УКС на 8 ракет, всего=16 можно также с уверенностью посчитать недостаточным.

4. Вариант пр. 21956 на 2014-2016 годы.
Полагаю, что дальнейшее развитие этого газотурбинного проекта  более  отвечает реальным потребностям флота  чем тяга определенной части заказчиков и представителей промышленности к атомным мегапрожектам с минимальным количеством кораблей в серии. Одним из основных вопросов которым предстоит решать заказчикам и конструкторам корабля это целесообразно ли наконец создание российской УВПУ (универсальной вертикальной пусковой установки) под все типы ракет. Если это будет признано не рациональным и сохранятся отдельные ВПУ для ЗУР и остальных ракет, то рационально за счет замены барабанной ПУ увеличение количества ЗУР дальнего действия до 64-80 и количества ячеек УКС до 32-48 с сохранением двух модулей ЗРАК ближнего действия. Надстройку можно продлить вплоть до ангара в единую структуру. Совершенно очевидно, что данный корабль должен будет оснащен антенами РЛС с АФАР, перекрывающими одновременно 360 градусов пространства вокруг корабля. Полагаю разумным на этом этапе ограничение на интеграции в БИУС корабля морского варианта ЗРК С-400. По некоторым сообщениям этот проект (ОКР) имеет шифр "Крепость". Так же считаю абсолютно не нужным замену артустановки калибра 130 мм системой более крупного калибра. Важной частью проекта является размер ВПП (взлетно-посадочной площадки) для палубные вертолетов и возможных БПЛА.

5. Рука мастера - другие последние проекты Северного ПКБ.
Пр. 11356. Индусы:

116
112

С ВПУ "Штиля":

28b50078dfbc

Пр. 22356 с "Штилем" и с "Рифом":

22356_01

22356_shema_01-1

Фото: http://bastion-karpenko.narod.ru/22350-05.html

Из сравнения пр. 22350 и экспортного пр. 22356 хорошо видны отличия в предлагаемом радиолокационном оснащении.

Пр. 22350:

Admiral_Gorshkov_class_Frigate
sxooK
O1SJ6

Фото и описание: http://militaryrussia.ru/blog/topic-611.html
Два последние фото выбраны мною не случайно. На пр. 21956 РЛК "Пума" так же перекочевал с крыши надстройки на фок-мачту. Мачта и радиоэлектронное вооружение эсминца на основе пр. 21956 для нашего флота могло бы выглядеть очень похоже. У полностью интегрированных мачт с встроенными РЛК свои достоинства, но представляется, что у нашего подхода с наличием специализированных РЛК, при наличии мощной многоцеловой РЛС "Фрегат" есть свои очевидные плюсы как многократно зарезервированная надежность. На грот-мачте наряду с комплексом РЭБ, навигационными РЛС может быть размещена последняя модификация РЛС "Подберезовик". На надстройке РЛС целеуказания ПКР, на фок-мачте спереди комплекс целеуказания артиллерии "Пума", на четыре стороны четыре полотна антен комплекса ПВО, сбоку комплекс РЭБ, на верху мачты "Фрегат". Размещения полотн антен комплекса ПВО на мачте, а не на рубке как у "Бёрков", клонов и китайских эсминцев тип 052, имеет свои преимущества с наличии лучших углов для обнаружения низколетящих воздушных целей, что очень важно для (ПРО против ПКР) соединения.

6. Иностранный след. Реализованные проекты

Среди проектов к которому приложили руки специалиста Северного ПКБ называются китайский эсминецы тип 052, фрегат тип 054 и индийские эсминцы пр. 15А и фрегаты пр. 17. Оценить достоверность этого и степень возможного участия не берусь, так как не имею достоверной информации. Однако по внешнему впечатлению рука чувствуется во всех выше названных проектах, особенно на китайских кораблях.

Вершина эволюции китайских эсминцев на сей день - тип 052D:

245164_original

245986_original

Безусловно этот корабль сейчас плод длительной работы китайских специалистов, однако трудно не заметить сходных черт с фирменным стилем Северного ПКБ. Хотя есть и сушественное отличие в рассположение ЗАК и ЗРК ближнего действия не побортно, а по схеме нос-корма.



  • 1
А насколько существенно, как размещать ЗАК и ЗРК - побортно или нос-корма? На что принципиально влияет?

На мертвые зоны этих комплексов. Как говорят профи давно самыми опасными углами являются кормовые. У пр. 22350 тут все хорошо, но есть мертвые углы в нос, что существенно так как не факт, что у нас будут современные управляемые снаряды для задач ПВО. Именно из-за мертвых углов у последней версии пр. 21956 такой низкий ангар. И это при том, что у нас морские вертолёты высокие из-за соосной схемы.

Альтернативный вариант развития проекта 1155 - СКБ-165.
http://s017.radikal.ru/i432/1310/0d/12f3083ce713.gif

Нарисованно неплохо, как просчитано не знаю, судить не берусь. Но думаю, что реальный вариант пр. 21956 мне понравился бы больше. У вашего корабля занижено количество внутренних помещений для размещения личного состава, боевых постов и тп. завышен относительный объём помещений занятых вооружением. Мне непонятен принцып разнесения радиолокационного вооружения по мачтам, почему полотна ФАР на грот-мачте. Реальный вариант пр. 21956 для нашего ВМФ или другого корабля на его основе скорее всего ощутимо больше по длинне и водоизмещению, чем ваш проект.

Если сравнивать с исходным 1155 то как раз наоборот - количество свободных от оружия объёмов даже больше. Фактически ПУ собраны в две группы. Остальное - артиллерия, и бомбомёты - занимают не так уж и много места. ЗРАКи - просто стоят на палубе. Зато у нас нет наклонных ПУ по бокам надстройки, которые отъедают место кают-компании. Сами ПУ для ЗУР средней дальности - имеют небольшие размеры и вес, на фоне
того что стояло на 1155 - ПУ Метель, 533-мм ТА, две 100-мм пушки.

Полотна на грот-мачте потому-что радиолокационные средства разнесены, что бы в случае боевых повреждений - корабль имел возможность дальше обороняться. Поэтому РЛС управления огнём ЗРК - переехали на грот, а высокочастотная РЛС - на фоке. Наоборот было бы жутко неудобно - я проверял. У американцев Бёрк в этом смысле - весьма показателен - у него очень логичная архитектура.
И да - никакого Полимент-Редута! ЗРК является оморяченной версией Бук М2Э/Бук М3, только каналов не 4, а больше.

Эсминец имеет водоизмещение 7000/9000 тонн, длину 165 метров, ширину 19 метров. 165 это максимальная длина корабля которую можно строить на Северной Верфи. Собственно от этого и танцевали.

Северная Верфь сейчас получила документы на строительство кораблей и судов с атомной двигательной установкой. Следовательно речь о ограничении максимального размера строящихся кораблей 165 метрами длинны корпуса не идёт- расширение стапеля следующий шаг. Который может быть только переходный к тому чтобы стапели были монтражными для крупных блоков высокого насыщения. 6-8 блоков для эсминца. Дальше речь у посте не о пр. 1155, а о следующем поколении кораблей на основе 21956. Ограничение для эсминца ЗРК средней дальности ничем не обоснованно. Только ЗРК большой дальности. РЛС управления огнём ЗРК на передней мачте не спроста у всех иностранных фрегатов и эсминцев последнего поколения. вообще ваш проект на фоне пр. 21956 смотрится очень слабым. Единственно, что 3 ЗРАК с носовым комплексом прикрывающим и курсовые углы. Кстати у ЗРАК свои ракетные погреба есть.

Я - опираюсь на мнение тех, кто работал на Северной Верфи. Они говорят, что увеличить стапели - практически невозможно. Проект 21956 - это ни разу не следующее поколение - что там вообще нового?
По поводу ЗРК Большой дальности - попробую пояснить.
Земля - круглая, поэтому корабль низколетящие цели может наблюдать на расстоянии где-то 24 километра. Высотные - значительно больше. Поэтому дальность любого ЗРК по НЛЦ - не более 20 километров, а обычно ниже потому что есть время реакции и ракета тоже летит достаточное время. Для стрельбы за горизонт - корабли нужны летающие глаза - ДРЛО ЦУ. При этом зенитная ракета большой дальности должна быть оснащена активной ГСН. Т.е. для стрельбы на большую дистанцию корабль должен быть оснащён чем-то летающим ДРЛО, каналом связи - и пусковой установкой для ракет большой дальности. А вот для стрельбы по наблюдаемым с корабля целям - нужен уже полноценный ЗРК имеющий станции обнаружения и подствета целей. Средней дальности.
И кстати, Палашу погреб не нужен. В отличие от Кортика и Панциря там значительно более лёгкая и компактная ракета, которую вполне можно ставить вручную.

Проектор реконструкции Северной верфи несколько, а как они собираются вообще строить атомные корабли есть не дай бог будет выбран проект атомного эсминца (крейсера)? Они его втиснут в 165 метров длинны? По дальности ЗРК - воздушные цели (ВЦ) бывают разные. В том числе высоколетящие и низколетящие. ПКР иих носители при выходе на рубеж пуска действительно прижимаются как можно ниже. Другие цели просто не могут быть низколетящими в основном режиме. Самолёт ДРЛОиУ так ничего не увидит. Кроме того, эсминец болжен обладать и определёнными противоракетными возможностями (против балистических целей). В наших условиях неправильно ставить их во главе угла и тянуть на корабль С-500 в полном объеме, но все ракеты С-400 должны быть обеспечены ЦУ средствами оперативного соединения. Дальше эсминец, который нам нужен должен быть основой оперативных соединений и не сможет эффективно решать задачи без средств загоризонтного ЦУ. БПЛА, Ка-31, самолёты ДРЛОиУ, в том числе палубные, КА (космические аппараты).

В 2015 утвердили проект строительства большого сухого дока:

Даже камень заложили: https://www.topspb.tv/news/news93482.
В 2016 году должны были начать реально строить, но вот как-то с тех пор нет совсем никаких новостей. Может, 14-миллиардную программу порезали, отложив на более дальний срок, может, у "сухопутного" КБ с проектированием задержки возникли, но наиболее вероятным объяснением мне кажется необходимость исполнять имеющиеся заказы:
>По мнению собеседников BG ("Business Guide", приложение к газете "Коммерсантъ" — прим. моё) в судостроительной отрасли, дальше проектирования проект в "Северной верфи" не пойдет: невозможно создать сухой док, не останавливая производство. При этом портфель заказов верфи сегодня составляет около 200 млрд рублей. Кроме того, тяжелые краны, необходимые для функционирования сухого дока, производят за рубежом. Санкции и сегодняшняя геополитическая ситуация в целом осложняют поставку такого оборудования в Россию, добавляет собеседник издания.

>Кроме того, эсминец должен обладать и определёнными противоракетными возможностями (против баллистических целей).
Американцам понятно, чьи баллистические ракеты дальнего действия имеет смысл сбивать своими многочисленными эсминцами — китайские, северокорейские и иранские, а нам-то чьи?

Edited at 2016-10-13 09:43 pm (UTC)

Я слежу за процессом проектирования и строительства. Читайте описание этапов по проектной документации.

По поводу остановки собеседники "Коммерсанта" не совсем правы. Можно, но сложно. Нужно отгородить достроечную набережную с подъездными путями и иметь возможность резать металл и вести металлообработку по заказам в работе параллельно с строительством нового цеха этого назначения. Цех и площадку , где будет док и эллинг нужно выводить из производственного процесса.

  • 1