?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Годовой отчет АО "Средне-Невский судостроительный завод" за 2015 год
nortwolf_sam
Опубликован, утвержденный 22.07.2016 года на общем собрании акционеров годовой отчет АО "СНСЗ" за 2015 год.


Из обращения генерального директора:

Мы предлагаем каждому нашему заказчику за счет внедрения передовых технологий, повышения эффективности работы все необходимое для освоения морских и речных просторов:
- возможность строительства судов с использованием 4-х технологий: изготовление конструкций из стеклопластика и углепластика, стали (в т.ч.маломагнитной), алюминия;
- автоматизированный процесс раскроя и расчета расхода армирующих стекло- и углематериалов, использование методов вакуумной инфузии;
- применение современного оборудования для автоматизированного раскроя металла (машина плазменной резки);
- наличие развитого складского хозяйства, обеспечивающего организацию хранения материалов и оборудования с применением штрих-кодирования;
- наличие уникального берегового испытательного стенда, позволяющего осуществлять размагничивание конструкций различного назначения;
- возможность самостоятельного выпуска Обществом рабочей конструкторской документации;
- наличие у Общества сертификатов соответствия менеджмента системы качества выпуска продукции Российским и международным стандартам.
Для обеспечения строительства кораблей из композитных материалов в Обществе проводится комплексная модернизация производства в рамках государственной программы ФЦП-1. В работе мы реализуем принцип компактверфи, когда все находится под одной крышей. Все производственные цеха подведены в производственном потоке последовательно. Сейчас мы делаем модернизацию заготовительного производства, стапельных мест. Делаем современный спусковой слип, расширяем возможности по длине спускаемого корабля. Важно отметить, что мы вкладываем средства не в отдельные элементы производства, а полностью перестраиваем завод. В 2018 г. АО «СНСЗ» должно быть обновлено, что позволит увеличить мощность завода более чем в 3 раза.
В 2015 г. мы заложили первый серийный корабль «Георгий Курбатов».

Головной базовый тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 выводится из Кронштадта для начала прохождения заводских ходовых испытаний, 29.04.2016 (с) Curious / forums.airbase.ru
Обух1


В 2016 г. планируем заложить второй и третий корабли данной серии. И это важно, потому, что серийное производство – это жизнь для Общества. Плюс ко всему эти корабли – совершенно новое направление в развитии минно-тральных сил отечественного флота, в которых воплощены самые современные и передовые технические и конструкторские решения. Проект разрабатывался нашим постоянным партнером АО «ЦМКБ «Алмаз», как и проект рейдового тральщика 10750Э, строящийся для иностранного заказчика. Важно отметить что, корабли данных проектов опережают по своим техническим характеристикам все нынешние и перспективные проекты своего класса в мире.
Сегодня мы строим перспективный пассажирский катамаран проект 23290, способный вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов. Катамаран построен из углепластика и является инновационным продуктом, не имеющим аналогов в России. Судно спроектировано и построено по нормам и классности Российского Морского Регистра судоходства, что позволяет осуществлять
перевозку пассажиров не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне. Уже в навигацию 2016 г. мы планируем спустить катамаран на воду и передать его в опытную эксплуатацию городу.
В 2015 г. мы завершили строительство и передали заказчику - Федеральной службе безопасности Российской Федерации головной катер проекта Р1650 «Рондо», при создании которого применили наши новые технологии в работе с композитными материалами. Сегодня мы готовы продолжать строительство такого судна и для других силовых структур.

Ключевые события отчетного года Общества

Январь

завершено формирование корпуса рейдового тральщика проекта 10750Э, строящегося для нужд Республики Казахстан.


Февраль

приступил к швартовным испытаниям головной корабль противоминной обороны нового поколения проекта 12700 «Александр Обухов», стоящийся для нужд Министерства обороны Российской Федерации,; состоялась заливка корпуса первого серийного корабля противоминной обороны нового поколения проекта 12700 «Георгий Курбатов»; спущен на воду четвертый буксир проекта 81 в серии из шести единиц, строящихся по заказу ООО «П.Транс Ко»; министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров наградил АО «СНСЗ» дипломом Всероссийского конкурса на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально- экономической эффективности».

Март

приступил к швартовым испытаниям третий буксир проекта 81 в серии из шести единиц 11 Апрель состоялась торжественная закладка первого серийного корабля противоминной обороны нового поколения проекта 12700 «Георгий Курбатов».

Май

переданы заказчику ООО «П.Транс Ко» буксиры «Череповецкий металлург», «Стальной» и «Сириус» проекта 81; общество признано лучшим в номинации «Лучшее предприятие-экспортер» в области международного инновационного сотрудничества в региональном этапе конкурса Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий».

Июнь

передан заказчику ООО «П.Транс Ко» четвертый буксир «Вега» проекта 81.

Июль

спущен на воду строящийся для нужд Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации головной катер проекта Р1650 «Рондо».

Сентябрь

проведены ходовые испытания многоцелевого катера проекта Р1650 «Рондо», строящегося по заказу Федеральной службы безопасности Российской Федерации; за высокие результаты в ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа в 2014 году завод награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации; 12 передан заказчику ООО «П.Транс Ко» пятый буксир «Альтаир» проекта 81.

Октябрь

передан заказчику ООО «П.Транс Ко» шестой буксир «Толиман» проекта 81; торжественная церемония спуска на воду головного рейдового тральщика проекта 10750Э;

Ноябрь

передан заказчику многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо», Общество выиграло конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы: "Разработка системы управления техническими средствами проекта скоростного пассажирского катамарана вместимостью 150 пассажиров проекта 23290».

Декабрь

АО «СНСЗ» стало лауреатом Национальной премии «Золотая идея» за заслуги и достижения в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в номинации «Лучшее предприятие- соисполнитель»; головной корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов» проекта 12700 приступил к проведению заводских ходовых испытаний.

Основные направления развития Общества

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 4955-п-П13 в Обществе разрабатывается Долгосрочная программа развития АО «СНСЗ». По завершении разработки указанной программы она будет выставлена для одобрения на Совете директоров Общества. Стратегическая цель Общества - формирование финансовой основы дальнейшего развития Общества за счет создания конкурентно-способной продукции для освоения новых рынков и удовлетворения потребностей в высокотехнологичных уникальных кораблях как Военно-Морской флот Российской Федерации, так и зарубежных партнеров. В обеспечение реализации главной цели АО «СНСЗ» выделены следующие ключевые направления развития: увеличение объемов реализации продукции в пересчете на тонны полезного груза; повышение качества продукции; обеспечение выполнения контрактных сроков; обеспечение финансовой устойчивости; развитие производственных мощностей и повышение эффективности их использования; развитие и эффективное управление персоналом; достижение требуемых показателей рентабельности; управление издержками; оптимизация портфеля заказов.

Тральщик "Алатау" проекта 10750Э. Фото: FlotProm, Сергей Северин


Инвестиционная политика и государственная поддержка

В целях выполнения поставленной Президентом РФ масштабной задачи полностью модернизировать предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также в связи с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» (ФЦП-1), основной задачей которой является глубокая модернизация предприятий оборонно-промышленного комплекса, в период с 2015 по 2017 гг. Общество проводить работу по реализации инвестиционных проектов по модернизации производства:
1) Техническое перевооружение производства в обеспечение строительства надстроек корветов из полимерных композиционных материалов с внедрением технологий формирования методом инфузии (2 очередь);
2) Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей (3-8 пролѐты блока корпусных цехов металлического судостроения);
3) Техническое перевооружение судоспусковых устройств, для обеспечения строительства судов длиной 100м, спусковой массой 2700т» (1 и 2 этап);
4) Техническое перевооружение 3-4 пролетов БКЦ под строительство заказов из полимерных композиционных материалов;
5) Создание современной инфраструктуры завода.

Проекты №4 и №5 не входят в ФЦП-1.

Целью проекта «Техническое перевооружение производства в обеспечение строительства надстроек корветов из полимерных композиционных материалов с внедрением технологий формирования методом инфузии (2 очередь)» является продолжение реконструкции действующего стеклопластикового производства, устройство новых производственных площадей, обновление парка технологического оборудования. Планируется, что по итогам реализации проекта предприятие сможет обеспечить строительство 2-х стеклопластиковых надстроек из полимерных композиционных материалов (с внедрением технологий формирования методом инфузии) в год. Ожидаемый результат и экономический эффект: - рост объемов стеклопластикового производства; - экономия от применения неконтактного метода формования за счет повышения производительности труда и повышения процента использования композитных материалов. Работы по техническому перевооружению производства ведутся в плановом режиме. Техническая готовность – 50% . В 2016 г. планируется завершение работ по договору с подрядной организацией на строительно-монтажные работы и закупка части технологического оборудования. Срок реализации проекта: 2017 г.

2. Целью проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей (3-8 пролѐты блока корпусных цехов металлического судостроения)» является реконструкция действующего производства для изготовления корпусных металлоконструкций и изделий машиностроения из маломагнитных и нержавеющих сталей и алюминия, изготовления металлической оснастки под строительство надстроек корветов из полимерных композиционных материалов, а так же для изготовления металлической оснастки для государственных оборонных 27 заказов из композитных материалов, и увеличение объемов металлического судостроения. Планируется, что по итогам реализации проекта годовой объѐм обработки металла составит – 2000 т. Ожидаемый результат и экономический эффект: - увеличение объемов производства в обеспечение плана продаж; - годовой объем производства в натуральном измерении: строительство 10,7 ед. Работы по техническому перевооружению производства ведутся в плановом режиме. Техническая готовность – 40% .
В 2016 г. планируется завершение начатых ранее работ и корректировка проектно-сметной документации по проекту с учетом потребностей Общества в площадях под строительство заказов из композитных материалов. Срок реализации проекта: 2017 г. 3. Целью проекта «Техническое перевооружение судоспусковых устройств, для обеспечения строительства судов длиной 100м, спусковой массой 2700т» является техническое перевооружение судоспусковых устройств для обеспечения строительства судов длиной 100м, спусковой массой 2700 т. В целом эффект от реконструкции судоспусковых устройств – это обеспечение выполнения перспективной производственной программы и плана продаж. Для реализации проекта привлечены кредитные средства и получены государственные гарантии. Техническая готовность – 4 %.

В 2016 г. планируются демонтажные работы, начало строительно- монтажных работ и закупка части технологического оборудования. Срок реализации проекта: 2017 г.

4. Целью проекта «Техническое перевооружение 3-4 пролетов БКЦ под строительство заказов из полимерных композиционных материалов» является увеличение площадей под строительство заказов из композитных материалов в соответствии с перспективной программой. Основные задачи: - устройство электроснабжения, электроосвещения, общеобменной и промышленной вентиляции, аспирационной системы, противопожарной защиты с учетом специфики производства и категорийности помещений по взрывобезопасности; - приобретение и монтаж кранов во взрывозащищенном исполнении. Создаваемая мощность: 3904 м2. 28 Ожидаемый результат и экономический эффект: годовой объем производства – 2 ед. в год. Техническая готовность – 50% . В 2016 г. планируется завершить строительно-монтажные работы, осуществить закупку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования. Срок реализации проекта: 2016 г.

5. Целью проекта «Создание современной инфраструктуры завода» является поддержание в работоспособном состоянии (реновация) основных производственных фондов, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа и иных обязательств. Данная программа охватывает следующие направления развития: Инженерная инфраструктура; Транспортное оборудование, спец. техника и складское хозяйство; Оборудование для службы безопасности; Развитие и совершенствование информационных технологий; Приобретение и модернизация средств измерения, приборов.


Выемка корпуса из матрицы тральщика пр. 12700 на Средне-Невском судостроительном заводе. Фото: http://www.snsz.ru


Информация о государственной поддержке

1. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» АО «СНСЗ» в качестве государственной поддержки из федерального бюджета получило субсидии по уплате процентов, начисленных по кредитному соглашению №0162-1-105614 от 12.11.2014г. с ПАО Сбербанк, привлеченному на цели исполнения государственного оборонного заказа в сумме 124, 100 млн. руб. Субсидии перечисляются от заказчика – Минобороны РФ на основании заключенных соглашений о субсидировании процентов по кредитам, привлеченным на цели исполнения государственного оборонного заказа. После получения субсидий все денежные средства Общество сразу перевело на погашение процентов по кредитному договору № 0162-1-105614 от 12.11.14г. с ПАО Сбербанк.
2. Получена государственная поддержка в виде субсидий от Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга в рамках Постановлений Правительства РФ. Размер субсидий составил 5, 026 млн. руб., из них: 29 - 3, 940 млн. руб. - субсидии по уплате лизинговых платежей в рамках договора финансовой аренды (лизинга) № 02-3/1-1236-СН/40-2010 от 12.01.2011г. с АО "Газпромбанк Лизинг"; -500 тыс. руб.- субсидии, связанные с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции; - 586 тыс. руб. – субсидии, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров. В 2015 г. все полученные денежные средства израсходованы Обществом в полном объеме на выделенные указанные выше направления.
3. Бюджетные инвестиции в виде взносов в уставный капитал АО «СНСЗ», размер которых составил 297, 598 млн. руб. Российская Федерация в 2015 г. предоставила АО «СНСЗ» бюджетные инвестиции общим объѐмом 297, 598 млн. руб. в форме взноса в уставный капитал в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011- 2020 годы» по следующим инвестиционным проектам: - «Техническое перевооружение производства в обеспечение строительства надстроек корветов из полимерных композиционных материалов с внедрением технологий формирования методом инфузии (2 очередь)» - 162, 499 млн. руб.; - «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей (3-8 пролѐты блока корпусных цехов) металлического судостроения» - 135, 099 млн. руб.
В соответствии с заключенными в 2015 г. договорами об участии РФ в собственности субъекта инвестиции, Общество передало акции АО «СНСЗ» РФ в количестве 185999 штук. Инвестиционная программа АО «СНСЗ» на 2016-2020гг рассмотрена и одобрена на Инвестиционном комитете АО «ОСК» (Протокол №ИК-02 от 15.10.2015г). В 2016 году планируется рассмотреть Инвестиционную программу АО «СНСЗ» на 2016-2020гг на Совете директоров АО «СНСЗ»

В разделе Ключевые показатели:

Причины отклонения фактически достигнутых КПЭ от запланированных:
а) причины невыполнения плана по выручке от реализации (45% от плана):
- перенос срока окончания работ по заказам зав.№521 пр.12700, зав.№366 пр.10750Э;
- незаключение контрактов на поставку заказов зав.№367 пр.10750 и пр. «Торнадо» в рамках ОДКБ;
- перенос срока поставки заказов зав. №№ 625, 626 пр.20385 по инициативе заказчика – АО «СЗ «Северная верфь»;
- неподписанием со стороны ООО «ТрансКо» дополнительного соглашения на увеличение цены контрактов на буксиры-толкачи пр.81;

-срыв поставщиками сроков поставки комплектующего оборудования для укомплектования заказов длительного цикла производства, выручка по которым формируется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)", утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
б) причины невыполнения плана по валовой прибыли (-142%):
- невыполнение плана по выручке;
- превышение себестоимости по крупным заказам по сегменту ГП (буксиры пр.81), ВТС (зав.№366 пр.10750Э), ГОЗ (зав. 01487 пр.Р1650) в связи с множественными переделками, корректировками рабочей конструкторской документации и заменой в ходе постройки заказов оборудования по инициативе заказчиков на импортные изделия;
- наличие в портфеле заказов опытно-конструкторской работы с обязательствами Общества по внебюджетному финансированию исполнения контрактов. в) причины невыполнения плана по снижению уровня операционных издержек по сравнению с фактом 2014 г. – фактическое превышение себестоимости продукции над выручкой от еѐ реализации (бюджет на 2015 г., сформированный в ноябре 2014 г., предусматривал положительную рентабельность продукции).


Результаты интеллектуальной деятельности Общества:

- получен патент на изобретение №2552446 «Способ изготовления крупногабаритных конструкций из стекло- и углепластика методом вакуумно-нагнетательной пропитки»;
- произведен перевод прав на патенты «Крыльевое устройство судна», «Судно на подводных крыльях» от Министерства промышленности и торговли на имя АО «СНСЗ». Запатентованные технические решения могут быть применены при создании скоростных пассажирских судов на подводных крыльях;
- отделом композитных технологий АО «СНСЗ» по заказу Минобороны РФ России разработан и изготовлен образец нового изделия - «Укрытие командного состава командного пункта бригады». Изделие представляет быстро развертываемую каркасно-тентовую конструкцию, изготовленную из полимерно-композиционных материалов. Изделие может быть использовано в качестве укрытия населения и личного состава в условиях поражающих факторов связанных с проведением военных действий. Защитные свойства укрытия подтверждены результатами военных испытаний;
- проведены мероприятия по формализации накопленного АО «СНСЗ» опыта в области пластмассового судостроения и формированию единой технологии производства судокорпусных конструкций из полимерных композиционных материалов. Целью мероприятий является создание инновационного продукта представляющего комплексное решение для
судостроительной промышленности, пригодное к национальному, а также международному технологическому трансферу.
На 2016 г. запланирован трансфер технологий и опыта АО «СНСЗ» на государственное предприятие «Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит» (г. Феодосия, Республика Крым) с целью развития предприятия и судостроительной промышленности во вновь вошедшем в состав Российской Федерации регионе.


Работники

Штатная численность Работников Общества по состоянию на 31.12.2015 г. составила 1654 штатные единицы.
В 2015 г. за счет средств Общества (обучение смежным профессиям, подготовка, переподготовка, повышение квалификации) было обучено 783 рабочих и специалистов Общества на сумму 8 341 284,20 рублей.
В 2015 г. 48 человек получили субсидии для частичного погашения затрат работников по уплате процентов по договорам ипотеки . Общая сумма выплат по субсидиям Общества за 2015 г. составила 2 502 700,66 рублей.

Положение Общества в отрасли

Обзор внутреннего рынка по основным видам деятельности Общества, в т.ч. в разрезе по компаниям-конкурентам Общество осуществляет судостроительную деятельность на следующих сегментах рынка: -корабли противоминной обороны; -буксиры; -пассажирские суда; -конструкции из композитных материалов.
Корабли противоминной обороны

АО «СНСЗ» является монополистом по производству кораблей противоминной обороны (ПМО). Начиная с 1939 г. по 2012 г. включительно Обществом было произведено 212 тральщиков. Корабли ПМО производятся Обществом в рамках выполнения государственного оборонного заказа, в т.ч. в рамках военно-технического сотрудничества. Сегмент рынка является быстро растущим и перспективным для Общества. Доля АО «СНСЗ» составляет 98%. Оценка потребности в судах ПМО позволяет сделать вывод о долгосрочной перспективе для Общества на данном сегменте рынка.

Буксиры

Заказы российских судовладельцев концентрируются в секторах морских транспортных судов, сухогрузов и танкеров, а также судов обеспечения, в первую очередь буксиров. ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» занимает лидирующую позицию в доле рынка строительства буксиров (ок. 80%). В 2015 г. на данном сегменте рынка увеличилась доля судостроительных предприятий Крыма. ООО «Краншип» (г. Керчь) в 2015 г. поставил 4 буксира и заключил контракт на строительство еще 3 единиц. Для АО «СНСЗ данный сегмент рынка является новым. В 2015 году осуществлена поставка шести буксиров проекта 81. По итогам 2015 г. Общество заняло 8% рыночной доли на отечественном рынке буксиров. Пассажирские суда (паромы, катамараны) Наибольшую долю рынка в данном сегменте (59%) занимает продукция ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им Горького», доля АО «СНСЗ» составляет 9%. Данный рынок имеет большой потенциал роста и рассматривается Обществом как перспективный сегмент. Благодаря применению в качестве конструкционного материала углепластика, продукция Общества имеет существенные преимущества в сравнении с производимыми конкурентами судами:
-большая скорость при меньшей мощности энергетической установки; -срок службы корпуса судна – ок. 40 лет, в то время как срок службы судов из алюминия – 25 лет;
-высокая мореходность (4 белла); -возможность увеличить пассажировместимость судна до 200 чел. без снижения скоростных характеристик. Конструкции из композитных материалов Общество является монополистом на рынке производства конструкций из композитных материалов. На данный момент в России только АО «СНСЗ» полностью отработана технология изготовления корпусов, верхних палуб и секций из монолитного стеклопластика методом инфузии.
Конкурентными преимуществами продукции Общества являются: строительство судов с использование 4-х технологий: изготовление конструкций из стеклопластика и углепластика, стали (в т.ч. маломагнитной), алюминия; использование современных технологий изготовления судов и конструкций из композитных материалов: автоматизированный процесс раскроя и расчета расхода армирующих стекло- и углематериалов, использование методов вакуумной инфузии; применение современного оборудования для автоматизированного раскроя металла (машина плазменной резки); наличие уникального берегового испытательного стенда, позволяющего осуществлять размагничивание конструкций различного назначения; возможность самостоятельного выпуска рабочей конструкторской документации; наличие сертификатов соответствия менеджмента системы качества выпуска продукции российским и международным стандартам (Лицензия Российского Морского Регистра Судоходства, Речного Регистра, IQNet, системы «Петросерт»), наличие лицензий, позволяющих осуществлять не только производственную деятельность, но также и проектирование кораблей и судов, в том числе продукции военного назначения.


Доля Общества на соответствующем сегменте рынка в разрезе основных видов деятельности Общества и изменение данного показателя за последние 3 года (в процентах):

-на сегменте кораблей ПМО (Россия) – 98%, изменений за последние 3 года нет; -на сегменте рабочих судов (буксиров) (Россия) – ок. 8%, увеличение за последние 3 года на 8%, -на сегменте пассажирских судов (Россия) – 9%, увеличение за последние 3 года на 9%, -на сегменте судовых конструкций из композитных материалов (надстройки для корветов и полоидальные катушки) (Россия) – 100%.